Генеративный ИИ и школьное сочинение: польза или жульничество?

В последние пару лет генеративные нейросети — ChatGPT, Claude и Gemini — перестали быть «технологией будущего» и вошли в повседневную жизнь школьников. Многие ребята уже используют ИИ для написания рефератов, эссе и сочинений. Разберёмся, действительно ли такие технологии помогают учиться или это лишь способ экономить время и не прикладывать собственные усилия.
Если сомневаетесь в выбранном направлении, узнайте, какая профессия из сферы IT может вам подойти.


Как школьники используют ИИ

Сегодня школьники и искусственный интеллект всё чаще работают в паре. По данным исследования Maximum Education, 76% учеников уже использовали нейросети. Около 32% учащихся собирают так информацию для доклада, 12% хотят лучше усвоить информацию, а 11% — готовят презентации.

ChatGPT и другие текстовые нейросети также полезны для тех, кто пишет сочинение, для таких задач:

Генерация черновика или плана
  • Например, просят ИИ предложить структуру будущего сочинения. Вместо того чтобы долго сидеть с пустым листом, ребята мгновенно получают готовый план — с введением, определениями, литературными примерами и выводами.

Проверка орфографии и стиля
  • ИИ умеет находить ошибки, переформулировать предложения и предлагать более подходящие выражения. Многие используют его как более «умный» аналог текстовых редакторов — чтобы сделать свою речь выразительнее и точнее.
Подбор аргументов и примеров
  • Когда сложно вспомнить убедительные аргументы или литературные примеры, нейросеть подскажет: какие произведения выбрать, как связать их с темой сочинения и почему герои поступали именно так.

Объяснение сложных тем
  • ИИ объясняет, что такое «философская лирика» или «проблема отцов и детей» простыми и понятными словами, без сложных терминов. Благодаря этому школьнику легче понять суть и сформировать своё мнение.

Полная генерация текста по теме
  • Некоторые ученики просят ИИ полностью написать сочинение. Это быстро и удобно, а результат часто кажется естественным и грамотным. Но здесь появляется риск: учитель может заметить неестественный стиль или шаблонность фраз. А ещё такой подход не помогает развивать навыки — ведь готовый текст просто копируется.

Пример: 9-классник написал через ChatGPT школьное сочинение — и получил за работу «4». Учитель заподозрил нечестность, но сам текст был грамотным и логичным. В Maxitet ИИ учат использовать как помощника, а не как замену собственным знаниям и мыслям.


Плюсы использования ИИ

ИИ — не ГДЗ, которое использовало предыдущее поколение школьников, чтобы списывать домашние задания. Нейросети стали интеллектуальным цифровым помощником, способным помочь в учебном процессе.
  • Помогает сделать первый шаг. Особенно тем, кто сталкивается со «страхом белого листа» и долго не может начать писать. Получить примерную структуру — отличный способ перестать откладывать задачу и включиться в процесс.

  • Учит правильной структуре сочинения. Благодаря подсказкам и примерам нейросети ученики лучше понимают, как строится текст: что должно быть во введении, как приводить аргументы и формировать вывод. Это полезный навык, который пригодится в любой письменной работе.

  • Позволяет учиться на примерах. Например, ИИ подскажет заменить «очень важный» на «ключевой» или «значимый». Школьник, изучая такие примеры, учится подбирать более точные и разнообразные формулировки для своих текстов.

  • Тренирует критическое мышление. Если не просто копировать, а внимательно перерабатывать текст от ИИ, развивается умение анализировать, сравнивать разную информацию и формулировать собственные выводы.

Минусы и риски использования ИИ

Нейросети способны написать текст, но часто перевирают факты или додумывают то, чего никогда не существовало. Об этих и других недостатках искусственного интеллекта регулярно говорят педагоги и даже сами ученики:

  • Снижение навыков письма и анализа. Когда текст за ученика регулярно пишет ИИ, со временем теряется навык формулировать свои мысли, строить логичную структуру и анализировать информацию. Без постоянной практики даже простые задания начинают вызывать трудности.

  • Уход от самостоятельного мышления. Если постоянно полагаться на нейросеть, снижается мотивация рассуждать, задавать вопросы и искать собственные ответы. Со временем ученик привыкает к готовым решениям, а его креативность пропадает.

  • Риск быть уличённым. Учителя тоже знакомы с возможностями ChatGPT и других нейросетей. Шаблонные фразы и одинаковый стиль легко выдают сгенерированный текст. Следствие — низкая оценка или даже пересдача.

  • Привыкание к лёгкому пути. Многие школьники привыкают использовать ИИ для домашних заданий и не стремятся разбираться в теме. Такой подход может навредить на контрольных работах, ведь самостоятельно написать текст будет уже сложно.

Где проходит граница между пользой и вредом ИИ

С ростом популярности нейросетей в образовании важно разобраться, как использовать ИИ в учёбе, чтобы он не стал заменой собственных усилий.

Полезно
  • Генерировать структуру сочинения
  • Проверять орфографию, пунктуацию и стиль
Вредно
  • Полностью переписывать текст из нейросети
  • Использовать ИИ при выполнении всех домашних заданий

Что говорят преподаватели и эксперты Maxitet

Maxitet первым интегрировал искусственный интеллект во все образовательные программы, благодаря чему учащиеся эффективнее готовятся к работе в современных компаниях.

В колледже используют генеративный ИИ не для сочинений, а для разных прикладных задач в маркетинге, программировании, дизайне и аналитике, например:
  • Найти ошибку в коде
  • Проанализировать целевую аудиторию
  • Подобрать цвета для бренда
  • Создать прототипы интерфейсов
  • Написать текст для Stories

«ИИ — это как калькулятор: он помогает, но думать за вас не должен», — говорит преподаватель Maxitet. Такой подход помогает сформировать у студентов правильное отношение к технологии: ИИ — не волшебная кнопка, а умный помощник.

Студенты доверяют нейросети часть рутинных задач, но всегда перепроверяют ответы, используя полученные в колледже знания. Но для качественного результата не обойтись и без собственного креативного подхода — важно самим следить за трендами в индустрии, генерировать идеи и постоянно учиться новому.

Заключение

ИИ для школьников — это не просто модный инструмент, а реальная возможность сделать учёбу эффективнее. Но как и любой инструмент, он приносит пользу только при правильном использовании. Ученик и искусственный интеллект становятся отличным тандемом на пути к быстрому и качественному результату. Нейросеть быстро обрабатывает большие объёмы информации, а школьник отвечает за перепроверку фактов, творческий подход и финальное оформление работы.

В Maxitet мы учим школьников и студентов использовать нейросети с умом — чтобы знания укреплялись, а не терялись, а навыки росли вместе с технологиями.

Хотите погрузиться в IT уже в школе?
Попробуйте свои силы в трёх
IT-направлениях на курсе PROбудущее!
15 августа 2025
Юлия Некрасова

Рекомендуем почитать

    Подписывайтесь
    на наши соцсети!
    • Показываем будни наших студентов


    • Проводим дни открытых дверей


    • Делимся полезной информацией для абитуриентов